Страница 1 из 47

Приложение

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от «17» декабря 2010 г. № 1897

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность

требований, обязательных при реализации основной образовательной программы

основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими

государственную аккредитацию1.

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы основного общего

образования;

к структуре основной образовательной программы основного общего

образования, в том числе требования к соотношению частей основной

образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной

части основной образовательной программы и части, формируемой участниками

образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего

образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и

иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной

образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные

и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего

образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными

1 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда

народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №

30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст.

6070).

Страница 2 из 47

2

возможностями здоровья2 и инвалидов, а также значимость ступени общего

образования для дальнейшего развития обучающихся.

2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки

уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.

3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и

этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

4. Стандарт направлен на обеспечение:

формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения

и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального

народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка,

возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения

духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

доступности получения  качественного основного общего образования;

преемственности основных образовательных программ начального общего,

основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их

здоровья;

развития государственно-общественного управления в образовании; 

формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов

освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего

образования, деятельности педагогических работников, образовательных

учреждений, функционирования системы образования в целом;

условий создания социальной ситуации развития обучающихся,

обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно

значимой деятельности.

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который

обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся

в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических особенностей обучающихся.

2 При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные

государственные образовательные стандарты (пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об

образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного

Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской

Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).

Страница 3 из 47

3

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик

выпускника («портрет выпускника основной школы»):

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык,

уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи,

гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда,

науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для

жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои

поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед

семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать

взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного

образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение

профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития

общества и природы.

7. Стандарт должен быть положен  в основу деятельности:

работников образования, разрабатывающих основные образовательные

программы основного общего образования  с учетом особенностей развития региона

Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников

образовательного процесса;

руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в

пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной

программы основного общего образования;

сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в

том числе общественных организаций, объединений и профессиональных

сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в

образовательных учреждениях;

разработчиков примерных основных образовательных программ основного

общего образования;

сотрудников учреждений основного и дополнительного пофессионального

педагогического образования, методических структур в системе общего

образования;

авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и

информационной среды, архитектурной среды для основного общего  образования;