Страница 1 из 47
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от «17» декабря 2010 г. № 1897
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность
требований, обязательных при реализации основной образовательной программы
основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию1.
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования;
к структуре основной образовательной программы основного общего
образования, в том числе требования к соотношению частей основной
образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной
части основной образовательной программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы основного общего
образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и
иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной
образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные
и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего
образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными
1 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №
30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст.
6070).
Страница 2 из 47
2
возможностями здоровья2 и инвалидов, а также значимость ступени общего
образования для дальнейшего развития обучающихся.
2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки
уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.
3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и
этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
4. Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения
и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального
народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка,
возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения
духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
доступности получения качественного основного общего образования;
преемственности основных образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их
здоровья;
развития государственно-общественного управления в образовании;
формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов
освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования, деятельности педагогических работников, образовательных
учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий создания социальной ситуации развития обучающихся,
обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно
значимой деятельности.
5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который
обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся
в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
2 При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные
государственные образовательные стандарты (пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об
образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
Страница 3 из 47
3
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык,
уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи,
гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда,
науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для
жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои
поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед
семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного
образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития
общества и природы.
7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
работников образования, разрабатывающих основные образовательные
программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона
Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников
образовательного процесса;
руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в
пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной
программы основного общего образования;
сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в
том числе общественных организаций, объединений и профессиональных
сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в
образовательных учреждениях;
разработчиков примерных основных образовательных программ основного
общего образования;
сотрудников учреждений основного и дополнительного пофессионального
педагогического образования, методических структур в системе общего
образования;
авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и
информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования;