Страница 1 из 41
ФГОС начального общего образования-03
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от « 6 » октября 2009 г. № 373
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой
совокупность требований, обязательных при реализации основной
образовательной программы начального общего образования
образовательными учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию.1
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального
общего образования, в том числе требования к соотношению частей
основной образовательной программы и их объему, а также к
соотношению обязательной части основной образовательной программы и
части, формируемой участниками образовательного процесса;
1 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070)
Страница 2 из 41
2
ФГОС начального общего образования-03
к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной
образовательной программы начального общего образования учитывают
возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени
начального общего образования, самоценность ступени начального общего
образования как фундамента всего последующего образования.
2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья.2
3. Стандарт является основой объективной оценки уровня
образования обучающихся на ступени начального общего образования.
4. Нормативный срок освоения основной образовательной
программы начального общего образования составляет четыре года. 3
5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и
этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
6. Стандарт направлен на обеспечение:
равных возможностей получения качественного начального общего
образования;
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования, становление их гражданской
идентичности как основы развития гражданского общества;
преемственности основных образовательных программ
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)
2 При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные
образовательные стандарты (пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150;
2007, № 49, ст. 6070).
3 Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико- педагогической комиссии)
Страница 3 из 41
3
ФГОС начального общего образования-03
общего, начального профессионального, среднего профессионального и
высшего профессионального образования;
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового
наследия многонационального народа Российской Федерации, права на
изучение родного языка, возможности получения начального общего
образования на родном языке, овладения духовными ценностями и
культурой многонационального народа России;
единства образовательного пространства Российской Федерации в
условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных
учреждений;
демократизации образования и всей образовательной деятельности, в
том числе через развитие форм государственно-общественного
управления, расширение возможностей для реализации права выбора
педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов
оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных
форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры
образовательной среды образовательного учреждения;
формирования критериальной оценки результатов освоения
обучающимися основной образовательной программы начального общего
образования, деятельности педагогических работников, образовательных
учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий для эффективной реализации и освоения обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования, в
том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех
обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается
в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья.
7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход,
который предполагает: