Страница 1 из 41

ФГОС начального общего образования-03

Приложение

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от « 6 » октября 2009 г. № 373

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой

совокупность требований, обязательных при реализации основной

образовательной программы начального общего образования

образовательными учреждениями, имеющими государственную

аккредитацию.1

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы

начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального

общего образования, в том числе требования к соотношению частей

основной образовательной программы и их объему, а также к

соотношению обязательной части основной образовательной программы и

части, формируемой участниками образовательного процесса;

1 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных

депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070)

Страница 2 из 41

2

ФГОС начального общего образования-03

к условиям реализации основной образовательной программы

начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым,

материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной

образовательной программы начального общего образования учитывают

возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени

начального общего образования, самоценность ступени начального общего

образования как фундамента всего последующего образования.

2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с

ограниченными возможностями здоровья.2

3. Стандарт является основой объективной оценки уровня

образования обучающихся на ступени начального общего образования.

4. Нормативный срок освоения основной образовательной

программы начального общего образования составляет четыре года. 3

5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и

этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

6. Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения качественного начального общего

образования;

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на

ступени начального общего образования, становление их гражданской

идентичности как основы развития гражданского общества;

преемственности основных образовательных программ

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)

2 При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные

образовательные стандарты (пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»

(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской

Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150;

2007, № 49, ст. 6070).

3 Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования

для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей

психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями

психолого-медико- педагогической комиссии)

Страница 3 из 41

3

ФГОС начального общего образования-03

общего, начального профессионального, среднего профессионального и

высшего профессионального образования;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового

наследия многонационального народа Российской Федерации, права на

изучение родного языка, возможности получения начального общего

образования на родном языке, овладения духовными ценностями и

культурой многонационального народа России;

единства образовательного пространства Российской Федерации в

условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных

учреждений;

демократизации образования и всей образовательной деятельности, в

том числе через развитие форм государственно-общественного

управления, расширение возможностей для реализации права выбора

педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов

оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных

форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры

образовательной среды образовательного учреждения;

формирования критериальной оценки результатов освоения

обучающимися основной образовательной программы начального общего

образования, деятельности педагогических работников, образовательных

учреждений, функционирования системы образования в целом;

условий для эффективной реализации и освоения обучающимися

основной образовательной программы начального общего образования, в

том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех

обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается

в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с

ограниченными возможностями здоровья.

7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход,

который предполагает: